Стоит отметить, что на сайте «X5 Retail Group» указано, что
«на 30 июня 2009 г. под управлением Компании находилось 1 164 магазина с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и ещё 40 городах европейской части России, на Урале и на Украине». Таким образом, по количеству торговых точек среди продуктовых ритейлеров «Х5 Retail Group» занимает 2-е место после розничной сети «Магнита».
СПРАВКА:
«По данным Росстат, в августе 2009 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 27,2% оборота розничной торговли торгующих организаций (в августе 2008г. - 24,0%). В 33
субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур превышала среднероссийский уровень. В 34 субъектах Российской Федерации она колебалась в пределах 11,6-27,2%. В то же время, в 8 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в августе 2009г. обеспечивали менее 8,9% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 20,6%, Санкт-Петербургу - 58,9%».
По мнению руководителя инвестиционно-аналитической группы «Рыбного союза» и ГК "Хладопродукт", члена Общественного совета при Росрыболовстве Тимура Митупова, при емкости российского рыбного
рынка около 4,2-4,5 млн. тонн рыбы и рыбопродукции, такие малые объемы реализации рыбы и морепродуктов через розничные сети, в значительной степени, затрудняют темпы роста реализации рыбы и морепродуктов. В особенности, когда растет ускоренными темпами отечественный вылов. По данным Росрыболовства, с 1 января по 29 сентября текущего года вылов водных биоресурсов российскими рыбохозяйственными организациями составил 2 млн. 820,6 тыс. тонн, что на 315,6 тыс. тонн больше уровня прошлого года. Процентное освоение общего допустимого улова составляет 70,9 %, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 12,6 %.
Учитывая одну из доминирующих ролей ритейла в розничной торговле в
Москве и Санкт-Петербурге, по мнению Тимура Митупова, вполне
экономически обоснованным выглядит направление развития альтернативных форм, способов и механизмов торговли, также развития торговой инфраструктуры для эффективной и полноценной реализации отечественной рыбы- и морепродукции. Стоит отметить, что по данным Росстат, в 2008 г. доля в общем розничном обороте продовольственных товаров Москвы составило - 17,4%, а Санкт-Петербурга - 3,5%. В целом, ЦФО и СЗО в общем розничном обороте продовольственными товарами заняло - 42,7%. При этом, в 2008 г. рост реализации продовольственных товаров составил в ЦФО на 7,8%, а в СЗО на 9,3%, в сравнение с 2007 г.
По мнению многих участников рыбного рынка, высокая степень монополизации торговых сетей, завышенные и даже зачастую кабальные
условия договоров (рассрочки по платежам, возврат годной по сроку
продукции, потерявшей товарный вид и т.п.), высокие наценки, ненадлежащие условия хранения и выкладки товара - все это затрудняет
развитие рыбного рынка. При этом по мнению рыбопромышленников, сети
берут на реализацию далеко не весь рыбный ассортимент, что значительно ограничивает в выборе потребителя. Большая степень представленности в ритейле рыбы и рыбопродукции из зарубежных стран, порой сомнительного качества и содержания, во – многом ограничивает развитие отечественного рыбного рынка.
Недавно, Росрыболовство объявило об открытии сети передвижных рыбных киосков в Москве и Санкт-Петербурге. «Сейчас есть одна компания, она реализует проект создания 300 передвижных магазинов-киосков, в которых будет продаваться свежая, охлажденная, амороженная рыба и готовые блюда из рыбы», – сообщил глава Росрыболовства Андрей Крайний.
По мнению Тимура Митупова, передвижной магазин, с
наступлением кризиса стала одним из наиболее привлекательных мобильных способов торговли, как в Москве, так и в регионах. Это отличный инструмент для увеличения продаж и маркетингового анализа востребованности продукции. Существуют ряд преимуществ продаж
рыбопродукции с использованием передвижных магазинов. Магазин, может быть, развернут в наиболее выгодном месте, например, в густонаселенных районах новостроек, где стационарных магазинов недостаточно, либо они расположены далеко. Магазину присуще мобильность - обслуживать несколько торговых площадок, также может оперативно приблизиться к трафику потенциальных покупателей намного ближе, чем стационарный магазин, либо поменять дислокацию, при ужесточении конкуренции, и других факторов.
Конечно, резюмирует Тимур Митупов, организация и развитие альтернативных способов розничной торговли рыбы и морепродуктов имеют хорошие перспективы. Однако, степень и масштаб распространения данного вида торговли будет низким, если не будет поддержки со стороны
государственных органов и местных администраций, не будет соблюден
принцип «одного окна», буду существовать перегибы со стороны
контрольно-надзорных органов, административные барьеры и проволочки с оформлением разрешительной документации, а также коррупционные моменты.